«История — свидетель прошлого, свет истины,
живая память, учитель жизни,
вестник старины»
Марк Туллий Цицерон
Конспект урока географии в 8 классе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы.
«Растительный и животный мир Азии.»

Тема: Растительный и животный мир Азии
Цель: рассмотреть растительный и животный мир Азии.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о растительном и животном мире Европы; формировать представление о животном и растительном мире Азии; закрепить знания путём выполнения практической работы;
Коррекционно-развивающая: развитие операций мышления, произвольного внимания; коррекция и развитие связной устной речи; развитие мелкой моторики рук, при выполнении практической работы;
Воспитательная: способствовать воспитанию любознательности, коммуникативных качеств, взаимопомощи при выполнении индивидуальных форм работы.
Оборудование: физическая карта Евразии, иллюстрации, карточки с заданиями, компьютерная презентация.
Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I.Общекоррекционный этап.
1.Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам понадобится учебник, тетрадь,
ручка, простой и цветные карандаши. Проверьте, всё ли у вас есть на парте.
2.Активизация внимания
Записать число в тетрадях, соблюдаем орфографический режим.
3. Актуализация опорных знаний.
Вопрос к классу:
-Ребята, какой материк мы сейчас изучаем?
(Мы изучаем Евразию).
-Из каких частей состоит Евразия?
(Евразия состоит из Европы и Азии).
А) Работа с картой
-Где проходит условная граница между Европой и Азией?
(Уральские горы, река Урал, Каспийское море, Кавказ).
-Какая часть Евразии больше по размерам Европейская или Азиатская?
(Азиатская часть больше, чем Европейская часть).
-Какие природные зоны находятся в Европе? (Зона арктических пустынь, зона
тундры, зона лесов, степи, субтропические и тропические леса).
Б) Работа у доски.
Соотнести животных с природными зонами их обитания.
(На доске висят таблички с названиями природных зон, ученик выбирает
иллюстрации животных типичных для природной зоны и прикрепляет их под
названием природной зоны).
Чтобы сохранить картинку: кликните по ней правой кнопкой мыши, затем выберите пункт "сохранить как"
Вопрос к классу:
-Кого из этих животных можно встретить в нашей местности?(Заяц, лиса).
В) Игра «Четвёртый лишний».
СЛАЙД 2
-Медведь, лось, белка, песец.
СЛАЙД 3
Проверка
СЛАЙД 4
-Сосна, ель, мандарин, берёза.
СЛАЙД 5
Проверка СЛАЙД 6.
4.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
-Мы повторили животных и растения Европы. Вероятно, вы уже догадались, как звучит тема сегодняшнего урока? Кто догадался? Мы с вами отправимся в путешествие по Азии.
СЛАЙД 7
Тема урока: Растительный и животный мир Азии.
Ученики при помощи учителя формулируют задачи урока.
-Рассмотреть растительный и животный мир Азии.
II.Основная часть
1.Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
По островам Северного Ледовитого океана и узкой полосой вдоль побережья Азии протянулась зона арктических пустынь. Южнее она переходит в зону тундры. Для тундры характерна многолетняя мерзлота, даже летом почва оттаивает на небольшую глубину. Природа арктических пустынь и тундры мало отличается от природы этих же зон в Европе и Северной Америке.
Тайга.
СЛАЙД 8.
СЛАЙД 9.
Работа на карточках.
Задание
Чтобы сохранить картинку: кликните по ней правой кнопкой мыши, затем выберите пункт "сохранить как"
Степи и пустыни.
СЛАЙД 10-12.
Рассказ учителя.
Южнее зоны лесов протянулись сухие степи и пустыни. Они занимают огромные пространства от Каспийского моря до Великой Китайской равнины. Сухие степи и пустыни Азии находятся далеко от океанов, а высокие горы препятствуют проникновению сюда влажных и воздушных масс.
Там мало осадков, жаркое лето и холодная зима. Растительность скудная. Это редкие степные травы, между которыми видна голая земля.
Пустыни Средней Азии песчаные. Характерное растение пустынь саксаул. Это дерево имеет длинные корни. Пустыни и полупустыни Гоби в основном каменистые. Там растут полынь, солянки, саксаулы. Во многих местах растительность отсутствует полностью. В Гоби обитают куланы, дикие лошади Пржевальского, дикие верблюды. Они занесены в Красную книгу и охраняются. В пустынях много грызунов: хомяков, сусликов. По песку и между камнями ползают змеи, черепахи, бегают ящерицы, скорпионы.
Вопрос к классу:
-Как называется место в пустыне, где встречается растительность?
(Оазис).
Пустыни аравийского полуострова самые жаркие и сухие. Дожди выпадают редко, один-два раза в год. В некоторых районах растительности вовсе нет. В оазисах близко к поверхности подходят подземные воды, растут финиковые пальмы. На западе среди камней растут оливковые деревья. В пустынях Аравийского полуострова обитают антилопы, дикие ослы, полосатые гиены, шакалы, лисица-фенёк, тушканчики.

Физкультминутка

Сейчас я буду называть растения и животных разных природных зон. Если вы услышите названия растений и животных лесной зоны - хлопаете в ладоши, если растения и животных других зон - приседаете.
Береза, ель, кулан, бурый медведь, тюлень, лось, верблюд, белка, мох, ольха, сосна, волк, лемминг, дуб, ковыль, тигр.

Саванна.
СЛАЙД 13-14.
Рассказ учителя.
В центральной части полуостровов Индостан и Индокитай лежат саванны. В саваннах Евразии, так же как в Африканских степях, выделяют два сезона - сухой и влажный. В саваннах среди трав растут акации, пальмы, индийский баньян. В саваннах можно встретить тиковое и саловое деревья, которые дают ценную древесину. В саваннах обитает много копытных животных: буйволы, антилопы. В зарослях вдоль рек охотятся тигры и леопарды.
Тропические и субтропические леса.
СЛАЙД 15-17.
Работа на карточках.

Чтобы сохранить картинку: кликните по ней правой кнопкой мыши, затем выберите пункт "сохранить как"
2.Практическая часть.
Практическая работа «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Азии».
3.Закрепление материала
А). Загадки:
Жизнь в песках полна борьбы,
Мужества, отваги.
Этот зверь несет горбы,
В них - запасы влаги.
Он вчера зашел в аул,
Съел на завтрак саксаул.
Ответ: Верблюд
Я ползу неторопливо
В толстом панцире с отливом.
Мне среди пустынь бугристых
Незачем спешить.
Двести лет, и даже триста,
Я могу прожить.
Ответ: Черепаха
По пескам, в лучах слепящих
Ходит он, огромный ящер.
И глотает целиком
Всю добычу, словно ком.
Ответ: Варан
По пескам, в лучах слепящих
Ходит он, огромный ящер.
И глотает целиком
Всю добычу, словно ком.
Ответ: Варан.
Суслик, убегай скорей,
Ведь опасность рядом!
Нападает на зверей
Кто-то с сильным ядом
Посреди песков шипит
И добычу не проспит.
Ответ: Змея
Ноги толстые, как бревна
Весит он немало тонн
Все мы знаем, что конечно
Это нам знакомый...
Ответ. Слон.
Б) Устный опрос по вопросам в учебнике с. 195.
III. Заключительная часть.
1.Итоги урока.
Наше путешествие подошло к концу.
- На какой части Евразии мы с вами побывали?
- С какими растениями познакомились?
-С какими животными познакомились?
-Какие животные понравились больше всего? Почему?
- Какие сделали открытия?
-Объявление оценок за работу.
2. Рефлексия.
Вы довольны собой, справились со всеми заданиями?
-Кто затруднялся при выполнении задания, что не получилось?
- Я благодарю вас за урок.
Нацеливание на следующий урок: На следующем уроке вы узнаете о населении Евразии.
3.Домашнее задание: с. 191-195, читать и отвечать на вопросы.

Список используемой литературы:

1. Волочёк Г. Загадки для малышей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stihi.ru/2013/10/31/7542(Дата обращения 10.06.2022)


2. Лифанова Т.М. Учебник: География: 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. - 9 изд. - М.: Просвещение, 2017. - 208 с.: ил., карты + Прил (40 отд.с.)


3. Сайт для педагогов и родителей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-v-pustyne.html (Дата обращения 10.06.2022)

Made on
Tilda