Тема: Монгольское нашествие на Русь.Цель: рассмотреть начало монгольского нашествия на Русь.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся о монгольском нашествии на Русь, сформировать представление о битвах на р. Калка и за г. Рязань, определить причины поражения русских в этих сражениях, продолжить формировать умение высказывать своё мнение, применять знания при выполнении практических заданий.Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей), развитие пространственного мышления.Воспитательные: создать условия для воспитания чувства патриотизма, уважительного отношения к героическому прошлому русского народа.Оборудование: иллюстративный материал, исторический атлас, карточки с заданиями.Тип урока: комбинированный урок.ХОД УРОКА
I Организационный этапПриветствие. Включение в рабочий ритм. Проверка готовности к уроку.Учитель: Сегодня замечательный день. Я желаю вам хорошо поработать и узнать много нового о нашей истории.
II.Активизация внимания- С какой стороны всходит Солнце?
- Солнце поднимается на Востоке. С востока на запад двигались монголы, завоёвывая все земли на своём пути. Давайте вспомним, что вы знаете о них.
III. Проверка домашнего заданияа) Устный опрос-Кого называют кочевниками?
(Народы, которые не жили на одном месте и кочевали по степи).-С чем связан такой образ жизни?
(Они занимались кочевым скотоводством).-Кто такие монголо-татары?
-Чем занимались монголо-татары?
-Как назывались племена монголо-татар?
-Кто возглавил монголо-татарские племена в XIII веке?
б) Словарная работа.Учитель называет определение - учащиеся называют термин.Пастбище - место для выпаса скота.
Орды - монголо-татарские племена.
Караул - сторожевой отряд монголо- татар.
Кумыс - лошадиное молоко.
Юрта - переносное жилище кочевников из войлока.
в) Игра «Четвёртый лишний» СЛАЙД 2Катапульта, таран, пушка, камнемёт.
СЛАЙД 3 (Проверка)СЛАЙД 42) Лук, топор, сабля, автомат.
СЛАЙД 5 (Проверка)IV. Формулирование темы урока, постановка цели.СЛАЙД 6Учитель:-Вспомните, что такое раздробленность?
(Деление княжеских уделов на части, вражда князей друг с другом).-Какой период в истории Руси получил название «Раздробленность»?
(Период истории Древней Руси с 12 по 13 век)Послушайте отрывок из стихотворения, и определите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
(Читает учитель)ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
(Борис Кочетков)Моголы, дикие моголы
свой устремили взгляд
с Востока к Западу, к заходу Солнца
где край земли, культуры сад.
На Калке битва показала,
что Русь могучая страна,
но нет единства в ней и князи
разобщены, нет Вожака
Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь».
Сформулировать задачи урока. Записать в тетради число, тему урока.- Сегодня мы продолжим путешествие в прошлое, в то время, когда
Чингисхан и его орда пришли на нашу землю.
СЛАЙД 7План.
1. Битва на Калке.
2. Поход Батыя.
Записать план в тетрадь.Проблемный вопрос: «Удалось ли жителям русских земель прогнать
монгольских завоевателей?» Ответить в конце урока.
V. Изучение нового материала.1) Битва на Калке.Беседа: -Вспомните, кто из соседних народов совершал набеги на русские земли.
(Половцы)СЛАЙД 8 Демонстрация картыРассказ учителя:Когда многочисленные войска Чингисхана пришли на земли половцев - они поняли, что не могут справиться в одиночку с монголо-татарами и обратились за помощью к русским князьям. Половецкий хан Котян
обратился к русским князьям: «Если не поможете нам, будем мы сегодня изрублены, а вас завтра изрубят».
Работа с текстом учебника стр. 230.Вопросы:1) Назвать место, где состоялось решающее сражение.
Показать на карте место сражения.
2) Назвать результат сражения.
3) Указать на причины поражения
(-Не имели общего командования; Разногласия между князьями; Некоторые князья не сражались.)СЛАЙД 9 (причины поражения на р. Калке)Записать в тетради.
Работа с документом.