«История — свидетель прошлого, свет истины,
живая память, учитель жизни,
вестник старины»
Марк Туллий Цицерон
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
В 7 КЛАССЕ
«Монгольское нашествие на Русь»
Тема: Монгольское нашествие на Русь.
Цель: рассмотреть начало монгольского нашествия на Русь.

Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о монгольском нашествии на Русь, сформировать представление о битвах на р. Калка и за г. Рязань, определить причины поражения русских в этих сражениях, продолжить формировать умение высказывать своё мнение, применять знания при выполнении практических заданий.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей), развитие пространственного мышления.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства патриотизма, уважительного отношения к героическому прошлому русского народа.
Оборудование: иллюстративный материал, исторический атлас, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА


I Организационный этап
Приветствие. Включение в рабочий ритм. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Сегодня замечательный день. Я желаю вам хорошо поработать и узнать много нового о нашей истории.

II.Активизация внимания
- С какой стороны всходит Солнце?
- Солнце поднимается на Востоке. С востока на запад двигались монголы, завоёвывая все земли на своём пути. Давайте вспомним, что вы знаете о них.

III. Проверка домашнего задания

а) Устный опрос
-Кого называют кочевниками?
(Народы, которые не жили на одном месте и кочевали по степи).
-С чем связан такой образ жизни?
(Они занимались кочевым скотоводством).
-Кто такие монголо-татары?
-Чем занимались монголо-татары?
-Как назывались племена монголо-татар?
-Кто возглавил монголо-татарские племена в XIII веке?

б) Словарная работа.
Учитель называет определение - учащиеся называют термин.

Пастбище - место для выпаса скота.
Орды - монголо-татарские племена.
Караул - сторожевой отряд монголо- татар.
Кумыс - лошадиное молоко.
Юрта - переносное жилище кочевников из войлока.

в) Игра «Четвёртый лишний» СЛАЙД 2
Катапульта, таран, пушка, камнемёт.
СЛАЙД 3 (Проверка)
СЛАЙД 4
2) Лук, топор, сабля, автомат.
СЛАЙД 5 (Проверка)
IV. Формулирование темы урока, постановка цели.
СЛАЙД 6
Учитель:
-Вспомните, что такое раздробленность?
(Деление княжеских уделов на части, вражда князей друг с другом).
-Какой период в истории Руси получил название «Раздробленность»?
(Период истории Древней Руси с 12 по 13 век)
Послушайте отрывок из стихотворения, и определите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
(Читает учитель)

ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО (Борис Кочетков)

Моголы, дикие моголы
свой устремили взгляд
с Востока к Западу, к заходу Солнца
где край земли, культуры сад.
На Калке битва показала,
что Русь могучая страна,
но нет единства в ней и князи
разобщены, нет Вожака

Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь».
Сформулировать задачи урока. Записать в тетради число, тему урока.

- Сегодня мы продолжим путешествие в прошлое, в то время, когда
Чингисхан и его орда пришли на нашу землю.
СЛАЙД 7
План.
1. Битва на Калке.
2. Поход Батыя. Записать план в тетрадь.
Проблемный вопрос: «Удалось ли жителям русских земель прогнать
монгольских завоевателей?» Ответить в конце урока.

V. Изучение нового материала.
1) Битва на Калке.
Беседа: -Вспомните, кто из соседних народов совершал набеги на русские земли. (Половцы)
СЛАЙД 8 Демонстрация карты
Рассказ учителя:
Когда многочисленные войска Чингисхана пришли на земли половцев - они поняли, что не могут справиться в одиночку с монголо-татарами и обратились за помощью к русским князьям. Половецкий хан Котян
обратился к русским князьям: «Если не поможете нам, будем мы сегодня изрублены, а вас завтра изрубят».
Работа с текстом учебника стр. 230.
Вопросы:
1) Назвать место, где состоялось решающее сражение.
Показать на карте место сражения.
2) Назвать результат сражения.
3) Указать на причины поражения
(-Не имели общего командования; Разногласия между князьями; Некоторые князья не сражались.)
СЛАЙД 9 (причины поражения на р. Калке)
Записать в тетради.
Работа с документом.
Чтобы сохранить картинку: кликните по ней правой кнопкой мыши, затем выберите пункт "сохранить как"

Физминутка

2) Поход Батыя

Следующий поход в русские земли монголы предприняли в 1237 году. Теперь их походом руководил внук Чингисхана Батый. В его подчинении было огромное войско - 75 тыс. человек. Ни один русский князь не мог выставить такое войско против него. Хан Батый хотел не только завоевать русские земли, но и все земли в Европе.

Сначала полчища хана Батыя покорили все поволжские народы, а затем сквозь густые леса подошли к городу Рязани. Батый послал к русским князьям послов с требованием дани. Рязанский князь ответил послам: «Когда не останется в живых никого из нас, тогда возьмёте всё». Тогда монголо-татары окружили город.
Задание: Что было дальше? Как защищали жители Рязани свой город?
Опережающее задание.
Рассказ ученика «Оборона жителей Рязани».
Работа с иллюстрацией с. 232.

Расскажите, как защищали жители Рязани свой город от монголо-татар.
Ответить на вопросы:
Почему монголо-татарам удалось захватить Рязань?
(Монголо-татар было в сто раз больше).
Как обходились с жителями города монголо-татары.
(Грабили и убивали их).
Почему никто из других русских князей не пришёл на помощь?

VI. Закрепление изученного материала.
Ответить на проблемный вопрос:
Удалось ли жителям русских земель прогнать монгольских завоевателей?»
-Почему? (Не было единства среди князей).
А) Отметить на ленте времени даты и решить задачу.
Чтобы сохранить картинку: кликните по ней правой кнопкой мыши, затем выберите пункт "сохранить как"
1237-1223=14 (лет)
Ответ: прошло 14 лет.
В) Самостоятельная работа на карточках (сильные ученики выполняют 1
задание, слабые выполняют задание 2 на перфокарте).
Чтобы сохранить картинку: кликните по ней правой кнопкой мыши, затем выберите пункт "сохранить как"
Чтобы сохранить картинку: кликните по ней правой кнопкой мыши, затем выберите пункт "сохранить как"
VII. Итог урока.
Наш урок подходит к концу, и, подводя его итог, хочу зачитать отрывки из стихотворения Бориса Кочеткова, начало которого вы уже слышали.

Батый, внук Чингисхана,
стремился Запад подчинить…
Рязанцы сдаться не желали.
Вступили в бой с несметною ордой,
жестоко бились, погибали
со всей своей славянскою семьёй.
Всяк город защищали самолично.
Никто на помощь не пришёл.
Всё выжидали, что будет дальше.
Всё повторялось - ведь Батый пришёл.

- Вы согласны с автором этого стихотворения?
-Жители русских земель проявляли героизм, при защите своей земли?
-Чего им не хватило для победы?

Комментарии и выставление оценок за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание. Прочитать с.230-233, отвечать на вопросы c. 233.
СЛАЙД 11

Литература:
1. Пузанов Б.П. История России: учебник для 7 класса спец. (коррекционных) образоват. учреждений для детей с нарушениями интеллекта /[Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина]- М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 311 стр.: ил. - (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с нарушениями интеллекта).

Интернет-ресурсы:
1. Кочетков Борис. Татаро-монгольское иго. https://detstih.ru/blog/stihi-pro-tataro-mongolskoe-igo
2. http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/1223kalka.php

Made on
Tilda