Тема: История улицы. Название улиц, их происхождение. Улица моего дома, моей школы.
Цель: рассмотреть происхождение названий улиц.
Задачи:Образовательные: формировать представление обучающихся о происхождении названий улиц; формировать умение составлять устный рассказ об истории улицы своего дома, школы;
Коррекционно-развивающие: развитие и коррекция операций мышления, словарного запаса, связной устной речи обучающихся;
Воспитательные: воспитывать интерес к истории своего края, любовь к малой Родине.
Оборудование: раздаточный материал для чтения, иллюстрации.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока.
I Общекоррекционный этап
1. Организационный моментВзаимное приветствие; проверка готовности, перекличка, настрой учащихся на работу, организация внимания.Прежде чем начать наш урок, давайте выполним специальные пальцевые упражнения для концентрации внимания и сохранения спокойствия.
«Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторить 5 раз. При нажатии — вдох. Тоже для правой руки.»
2. Проверка домашнего заданияРабота с рисунками.✓ Описать дома.
✓ В какой местности их можно встретить.
Беседа:✓ В каком доме живёте вы?
✓ Сколько этажей у дома?
✓ Кто построил этот дом?
Работа над темой урокаБеседа:Назовите местность, в которой вы проживаете.
Вспомните названия улиц вашего города.
Записать в тетради тему урока, соблюдая орфографический режим.II Основная часть
- Мотивация.
Учитель: Для изучения истории любого народа большое значение имеет
исследования и изучения географических названий. Географические названия, их происхождение и история формирования интересовали людей с давних времен.
2.
Изучение нового материала:Учитель:Мы говорили с вами о том, как появились имена, отчества и фамилии. А откуда взялись названия городов, сёл, улиц? Кто их придумал? Ответы на эти вопросы может дать специальная наука о географических названиях.
Работа по формированию понятия «топонимика»:Топонимика — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
Если вдуматься, в названиях городов, сёл, улиц или площадей скрыт определённый смысл. Если вы пройдёте по своему городу или посёлку, то прочитаете много интересных названий улиц. Например, такие названия, как Луговая, Степная, Лесная, говорят о том, что до появления города или посёлка в этом месте были луг, степь или лес.
Физкультминутка
Работа с текстом. Комментированное чтение.Названия улиц Кожевническая, Оружейная, Гончарная указывают на занятия людей, которые жили на этих улицах. Так на Кожевнической располагались дома тех, кто занимался выделкой кожи, на Оружейной и Кузнецкой жили мастера оружейники и кузнецы, а на Гончарной — гончары, на Аптекарской находилась аптека, а на Калачной улице продавали калачи.
В России сложилась традиция называть площади и улицы в честь важных исторических событий или в память о выдающихся исторических деятелях, воинах, поэтах, писателях, космонавтах.
Во многих населенных пунктах есть улицы или площади Великой Отечественной войны, улицы названы именами полководцев или обычных солдат-героев, которые боролись за освобождение Родины. Есть улицы и площади Победы — название хоть и общее, но говорит о победе над фашистской Германией.
3. Обобщение и систематизация знаний✓ Как вы думаете, почему города и улицы имеют названия?
✓ Как возникают названия улиц?
✓ Расскажите о традиции, по которой в России дают названия площадям, улицам, городам. Приведите примеры.
✓ Назовите главные улицы вашего города (посёлка). Объясните, почему они получили такое название.
✓ Назовите улицу, на которой вы живёте.
✓ Поясните происхождение названий улиц вашего дома и школы.
III Заключительный этап
- Итоги
- Д/З читать текст, выяснить происхождение названия населенного пункта в котором вы живёте.
Использованная литература:Бгажнокова И. М. Мир истории. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. — 8 изд., стер. — М.: Просвещение, 2022. — 207 с.: ил.