Изучение истории Отечества в школе-интернате осуществляется в
соответствии с Государственным образовательным стандартом основного
общего образования по Адаптированной основной общеобразовательной
программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущей формой работы учителя с учениками на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения используется игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные, технические и дидактические средства.
Для обучения детей с ОВЗ от учителя требуется специальная работа, направленная на уточнение и расширение имеющихся представлений, усвоение новых понятий, фактов, умение выполнять практические действия на уроке.
Методы обучения, используемые на уроках истории:→ Методы устного сообщения исторического материала (рассказ, объяснение, беседа);
→ Методы работы с печатным текстом (письменными источниками);
→ Методы наглядного обучения истории;
→ Практические - упражнения, работа с исторической картой.
Основные формы и средства контроля:→ Устный опрос
→ Тестирование
→ Исторические диктанты
→ Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ.
Формирования исторических понятий на уроках истории.
Учитель истории специальной (коррекционной) школы постоянно должен стремиться включать учеников в активное познание, направленное на
усвоение исторических понятий.
Для того, чтобы процесс формирования понятий проходил успешно, необходимо знать их классификацию, которая определяется содержанием
исторического материала:
а) экономические понятия;
б) социально-политические понятия;
в) историко-культурные понятия.
При изложении темы учитель последовательно вводит новые исторические понятия (термины), которые учащиеся по ходу объяснения записывают в тетрадь.
При формировании исторических понятий особого внимания заслуживают прием сравнения и опора на наглядность.
Сравнение может выступать в качестве одного из приемов выявления существенных признаков нового явления, служить средством уточнения уже
сформированных понятий.
Приемы работы с учебной картиной и иллюстрациями на уроках истории.
Среди средств изобразительной наглядности в преподавании истории большое место занимают картины на исторические темы, дающие целостное, конкретное и красочное представление об историческом явлении, событии,
герое. К учебным картинам относятся наглядные пособия, специально созданные художниками к определенным темам школьного курса истории.
Эти картины соответствуют возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого, они просты по композиции. На уроках истории могут использоваться и художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определенного жанра.
Иллюстрации учебника органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации. Учитель должен продумать задания с применением иллюстраций при работе школьников с учебником на уроке и дома. В специальной (коррекционной) школе основная работа с иллюстрациями ведется на уроке.
Иллюстрации учебника истории многообразны. К ним относятся рисунки
отдельных предметов, изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, портреты, плакаты, документальные фотоснимки. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться не разобранной, т. к. сами учащиеся забывают к ним обратиться.
Обязательное требование в работе с иллюстрациями – соотнесение их с текстом учебника. Учитель может предложить учащимся задание: определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением; найти, что новое можно узнать из иллюстрации. Учащиеся специальной (коррекционной) школы также должны уметь описывать иллюстрацию или рассказать об изображенном на ней событии.
Литература:1. Зорина О.Т. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1992. № 1. С. 38–44.2. Капустин А.И. О формировании операции сравнения у учащихся вспомогательной школы в процессе усвоения исторических понятий // Дефектология. 1974. № 2. С. 49–54.3. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).https://pedlib.ru/Books/4/0029/index.shtml