«История — свидетель прошлого, свет истины,
живая память, учитель жизни,
вестник старины»
Марк Туллий Цицерон
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Основные методы и приёмы обучения на уроках географии в специальной (вспомогательной) школе
Цели обучения во вспомогательной школе предполагают не только усвоение ряда предусмотренных программой фактов, формирование представлений и понятий, но и овладение умением самостоятельно применять приобретенные знания в жизни. Осознанное усвоение знаний обеспечивает возможность их применения в самыx разнообразных, во многом новых для учащихся условиях — ориентирование по местным признакам, упражнения в определении направления течения реки, различения берегов и других ее частей, обозначение тепловых поясов на модели земного шара, сделанной
учениками из папье-маше, глины или пластилина, изготовление модели вулкана и т. д.
Это требует использования таких методов, которые направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, на развитие самостоятельности их восприятия и мышления: самостоятельная практическая работа, позволяющая пронести те или иные наблюдения и сделать на этой основе самостоятельный вывод (например, обозначить на контурной карте полушарий тепловые пояса, районы наиболее частых землетрясений,
упражнения на местности и на карте с помощью компаса, изготовление из картона условных знаков главнейших полезных ископаемых для работы со стенной картой (природных зон), вычерчивание схемы «Расположение растительности в горах»), или так называемая эвристическая беседа, в процессе которой дети, отвечая на предлагаемые учителем вопросы, приходят к определению понятия.
Большое значение имеет сочетание разных методов. Во вспомогательной школе это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.
Методы, используемые для сообщения новых знаний. Сообщение новых знании осуществляется с помощью объяснения, рассказа. В этих случаях ведущая роль принадлежит слову учителя.
Объяснение — это истолкование отдельных понятий, явлений, правил, приемов работы инструментами, содержания наглядных пособий правил их применения, а также слов и терминов. Эта необходимость связана с тем, что у школьников с интеллектуальными нарушениями, особенно младших, ограниченный словарный запас, содержание многих распространенных слов и особенно специальных терминов они не понимают.
Овладение географическими и историческими понятиями — объективно сложный процесс для учащихся вспомогательной школы, так как для формирования понятий необходима специальная активность мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, привлекать имеющийся опыт. В силу недостатков познавательной деятельности школьники плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, подводят под одно понятие прямо противоположные, не могут оперировать усвоенными понятиями при изучении нового материала. Поэтому на этапе объяснения понятий учитель прибегает к различным сочетаниям методических приемов. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядных пособий различной модификации, на которых в изучаемых объектах показаны их главные, существенные черты и второстепенные. Используются упражнения на классификацию существующих признаков. Активно включается прием сравнения, объяснение применяется в основном при изучении нового материала, иногда при закреплении, если выясняется, что учащиеся не поняли тот или иной материал.
Рассказ — это метод, предполагающий повествовательное изложение содержание учебного материала. В педагогике различают три вида рассказа: рассказ-вступление, направленный на подготовку учащихся к восприятию нового материала; рассказ-изложение, в котором раскрывается содержание новой темы; рассказ-заключение, цель его обобщить изученный на уроке материал, сделать выводы.
Рассказ изложение применяется тогда, когда сообщаемый материал незнаком учащимся, или они имеют о нем отдельные несистематизированные и неточные сведения. Помимо рассказов, глазная дидактическая цель которых заключается в изложении фактического материала, на уроках географии, естествознания, истории применяются рассказы-описания. Их главная цель — создание у учащихся представлений, определенных образов о географических объектах, исторических событиях.
Метод демонстрации. Он как правило применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий. Последние можно подразделить на несколько видов: натуральная и образная наглядность, символическая наглядность, схематические изображения, графические средства наглядности. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства. Наглядные пособия используются в ходе уроков на этапах сообщения новых: знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы.
Во вспомогательной школе обучение строится на широком использовании наглядности.
Беседа — это вопросно-ответный метод обучения. Он используется на всех этапах процесса обучения как в младших, так и в старших классах. Применяются беседы для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся. По месту в учебном процессе беседы разделяются на вводные, текущие (основные) и заключительные. Для сообщения новых знаний метод беседы используется в том случае, если у учеников есть некоторые сведения по изучаемому вопросу, и учитель имеет возможность опереться на их опыт. Беседа может организовываться индуктивным путем, т. е. вести учащегося от частных фактов и сведений к обобщениям.
Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Школьники учатся работать вначале с учебником и обязательной учебной литературой, затем разнообразной справочной и художественной литературой.
Главная цель обучения работе с книгой — это приобретение знаний и в некоторой мере — подготовка с самообразованию.
В процессе обучения во вспомогательной школе работе с книгой, в первую очередь с учебниками и учебной книгой, уделяется значительное место. Научить школьников с интеллектуальными нарушениями самостоятельно приобретать знания из книги сложная и важная задача, особенно для выпускников школы, которые по окончании ос идут работать.
Самостоятельное чтение по сути дела является для них единственным способом
расширить свои знания.
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Они весьма разнообразны и используются при обучении школьников разным учебным предметам. В зависимости от целей обучения упражнения различаются на обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные); по месту оформления работы (классные и домашние); по форме словесного выражения мысли (устные и письменные); по мыслительным операциям, которых они требуют от ученика (аналитические, аналитико-синтетические, синтетические) . Встречается также классификация по степени самостоятельности. Это упражнения, в которых воспроизводится усвоенный материал; работы по применению знаний в новых условиях; творческие работы. Кроме того для каждого предмета характерны свои упражнения,
вызванные его спецификой. Так для уроков географии и истории — работа с картами.
Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, лабораторной работой, применяются при работе с учебником.
Элементы программированного обучения
В обшей дидактике программированное обучение рассматривается как вид
самостоятельной работы учащихся над специально подобранным материалом и как метод.
Для программированного обучения характерно: «1) расчленение строго отобранного материала на отдельные небольшие группы; 2) включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части; 3) предъявление заданий по проверке усвоения каждой части; 4) соблюдение ответов, информирующих учащегося о степени правильности ста ответа».
Во вспомогательной школе применяются элементы программированного обучения при закреплении знаний в старших классах. В литературе освещены опыт использования программированного обучения на уроках математики, русского языка, географии. В пользу применения этого метода свидетельствуют такие моменты как возможность получения учеником информации о том, правильно или неправильно он выполнил задание «наличие обратной связи), развитие самоконтроля, самостоятельности. При этом у учителя имеется возможность быстро выявить затруднения школьников, своевременно
оказать им помощь.
Наряду с достоинствами имеются и недостатки этого метода. Прежде всего ограничено речевое общение между учителем и учащимися, что снижает коррекционное значение речи как средства развития мышления и его регулирующей функции в процессе обучения. Кроме того, длительная интенсивная самостоятельная работа утомляет учащихся. Тем не менее, умелое использование программированных заданий способствует повышение эффективности обучения на этапе закрепления знаний.
Наибольшее распространение во вспомогательной школе получили
программированные задания по проверке знаний учащихся с помощью различных перфокарт. Однако практика показала, что ученики не всегда правильно выполняют задание и они далеко не сразу запоминают последовательность действий. Поэтому необходима предварительная работа, направленная на формирование у учащихся умений последовательно выполнять различные операции:
а) решение предложенной задачи (или продумывание ответа на вопрос);
б) сравнение полученного ответа с ответами, имеющимися на карточке;
в) прокалывание соответствующего отверстия на перфокарте, если ответ совпадает с одним из предложенных;
г) повторная попытка решить задание и проверить правильность ответа.
Кроме перфокарт применяются карточки с программированными заданиями, где помимо задания и ответов имеется шифр. Перфокарты и карточки содержат разные по трудности и объему задания, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
В заданиях с выбором ответа, наряду с правильными предлагаются ответы,
различающиеся по смыслу. В противном случае ученикам будет трудно выбрать
правильный.
В перфокарты целесообразно закладывать несколько вариантов программированных заданий, что позволяет не только формировать у учащихся общие понятия, но и проводить большую работу по их дифференциации.
Проблемное обучение. В общей дидактике проблемным считается такое обучение, при котором учитель, используя специальные педагогические средства, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей, познавательной активности, творческих сил учащихся. Проблемное обучение рассматривается как особый подход к организации познавательной деятельности учащихся.
К основным формам проблемного обучения относятся проблемное изложение,
частично-поисковая работа, исследовательская деятельность.
Во вспомогательной школе проблемное обучение в полном объеме не
используется. Но как показывают немногочисленные исследования, у старшеклассников вспомогательной школы можно сформировать эвристическую направленность познавательной деятельности. повысить активность и самостоятельность при усвоении нового материала, развивать логическое мышление, используя некоторые формы, методы и приемы проблемного обучения.
В старших классах, например, можно организовывать проблемное изложение нового учебного материала с помощью рассказа, беседы. Оно представляет собой обсуждение проблемной ситуации, которая содержит по себе противоречие между знанием и незнанием. Это изложение может быть двух типов. В одних случаях учитель, создав проблемную ситуацию, сам подробно показывает все звенья ее решения: анализирует фактические материалы, отбрасывает неверные предположения, знакомит школьников с ходом решения в т. д. Используя второй тип проблемного изложения, учитель привлекает
к участию в решении проблемы самих учащихся. Он сообщает фактический материал, а школьники сами пытаются делать выводы. Проблемная ситуация должна не только содержать противоречия, но и быть интересной, вызывать у учащихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети должны чувствовать, что решение проблемы им посильно.
Эвристические беседы (эврика — нашел) относятся к группе частично-поисковых методов. Они также применяются при обучении в старших классах на этапах сообщения и закрепления новых знаний.
При сообщении новых знаний учитель с помощью умело поставленных вопросов, анализа материалов, явлений и организации наблюдений подводит учащихся к «открытию», например, нового правила, закономерности и т. п.
Рассматриваемая форма организации обучения требует большого внимания к правильной постановке проблемных вопросов. Вопрос можно считать проблемным только в том случае, если он имеет логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и теми, которые надо усвоить в определенной учебной ситуации; они должны содержать в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным. Вопрос должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднения, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка проблемного вопроса должны включать в себя сочетания слов: «Почему,........хотя,.......?, Если ,......., то почему....,.? и т. д.
При употреблении эвристических вопросов и заданий учитель устанавливает, какие представления и знания имеются у учащихся из числа тех, которые необходимы им для поиска ответов. В связи с этим школьникам можно предложить ответить на ряд репродуктивных вопросов, пересказать содержание темы, изученной ранее, прочитать необходимый абзац, рассмотреть картину, таблицу и т. д.

Литература:
Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе/ А. Г.
Григорьянц.- Ташкент: Укитувчи, 1980. - 163 с.

Made on
Tilda